ДОСААФ Славянск-на-Кубани

ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) России — общероссийское добровольное, самоуправляемое общественно-государственное объединение, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и национальной безопасности

Летопись истории Оборонной организации Отечества

008-02Первая добровольная оборонная организация - Военно-научное общество (ВНО) было создано в 1920 году. Оно ставило своей задачей разработку военно-научных проблем и широкую пропаганду военных знаний среди трудящихся.

Учитывая широкий размах массовой оборонной работы и необходимость усиления военно-патриотического воспитания населения, подготовки его к обороне страны, 27 июля 1926 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).

В марте 1923 года создается массовое добровольное Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое поставило перед собой задачу активно содействовать развитию отечественной авиации.

008-03Вскоре появилась еще одна оборонно-массовая организация – Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (Доброхим СССР).

Поскольку практическая деятельность ОДВФ и Доброхима была тесно связана, то уже в мае 1925 года они объединились в одну организацию – АВИАХИМ.

Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) было создано 23 января 1927 года на совместном заседании делегатов Всесоюзного съезда АВИАХИМа и участников пленума ОСО. Главной задачей общество считало патриотическое воспитание своих членов и подготовку их защите Родины.

В кружках военных знаний население овладевало стрелковым оружием, изучало ручную гранату, основы тактики. В кружках военно-технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройство танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали военно-морские клубы.

008-04С первых дней своего существования ОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой воздушный флот и летные кадры. Брошенный в массы лозунг «Комсомолец, на самолет!» стал девизом молодежи 30-х.

Одним из тех, кто готовил крылатую гвардию страны, был 23-летний инструктор Ленинградской планерной школы ОСОАВИАХИМа Валерий Чкалов. Лозунг ОСОАВИАХИМа «От модели - к планеру, от планера - на самолет!» стал путеводной звездой для тысяч юношей и девушек.

С историей оборонного общества неразрывно связана судьба другого знаменитого летчика-испытателя Михаила Громова. После организованного АВИАХИМом перелета по европейским столицам, когда летчик на самолете АНТ-3 за три дня преодолел фантастические по тем временам 7150 км, французские авиаторы прислали Громову свои поздравления и извещение о том, что он принят в почетный клуб «Старые стволы» как «лучший летчик мира 1926 года».

С кружка планеристов и учебы в летной школе ОСОАВИАХИМа начинали свой творческий путь прославленные авиаконструкторы Александр Сергеевич Яковлев и Олег Константинович Антонов - создатели «Яков», «Антеев» и «Русланов», а также выдающийся конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев.

008-05Организованная Ф.А.Цандером и С.П.Королевым вместе с другими энтузиастами Центральная группа по изучению реактивного движения (ЦГИРД) при Центральном совете ОСОАВИАХИМа, стала началом огромного по своей значимости дела, открывшего нашей стране, а с ней, и всему человечеству, дорогу в космос.

При непосредственном участии членов оборонного общества молодыми инженерами Николаем Иличем Камовым и Николаем Кирилловичем Скржинским была создана и испытана первая в стране машина с вращающимися крыльями, получившая русское название - вертолет.

ОСОАВИАХИМ находился в числе пионеров и в деле создания первых отечественных дирижаблей и стратостатов, техники для изучения верхних слоев атмосферы. Полеты аэронавтов Павла Федоровича Федосеенко, Николая Дмитриевича Анощенко и Михаила Николаевича Канищева вывели Советский Союз в число стран, лидировавших в воздухоплавании.

Участниками знаменитых дальних перелетов 30-х годов были воспитанники оборонного общества Валентина Гризодубова со своими подругами, совершившими выдающийся беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток.

008-06Всего с 1930 по 1941 годы ОСОАВИАХИМ дал путевку в небо 121 тысяче летчиков, 27 тысячам планеристов и 122 тысячам парашютистов. Задача создания Воздушного Флота молодой Республики Советов была решена.

В годы военных испытаний неувядаемой славой покрыли себя воспитанники оборонного общества трижды Герои Советского Союза, маршалы авиации Александр Иванович Покрышкин и Иван Никитович Кожедуб. Каждый третий военный летчик, носивший на груди Золотую Звезду Героя, являлся воспитанником ОСОАВИАХИМа. В числе летчиков-кавалеров двух Золотых Звезд - почти половина воспитанники аэроклубов оборонного общества. Среди воспитанников ОСОАВИАХИМа - Алексей Маресьев и Виктор Талалихин, Борис Ковзан и Александр Горовец, Александр Матросов и Зоя Космодемьянская, сержант Яков Павлов, снайпер Василий Зайцев и многие другие, чьи имена стали символом отваги, мужества и героизма нашего народа.

На фронтах Великой Отечественной врага громили именные осоавиахимовские авиационные эскадрильи, переданные боевым полкам оборонными организациями Москвы, Саратова, Свердловска и других городов.

008-08О весомости вклада оборонного Общества в Победу говорит тот факт, что только за годы войны в нём прошли обучение более 9 млн. человек, в том числе 63 тысячи моряков, 93 тысячи авиационных специалистов, 139 тысяч снайперов, 266 тысяч истребителей танков, более 1 миллиона автоматчиков и пулеметчиков, вставших в строй защитников Отечества.

ОСОАВИАХИМ внес весомый вклад в развертывание партизанского движения в тылу врага. Организации оборонного общества участвовали в создании партизанских групп и отрядов в 88 районах, временно оккупированных врагом. В них сражалось более 15 тысяч активистов общества.

Одним из ярких проявлений патриотизма членами ОСОАВИАХИМа явилась помощь фронту. Лозунг «Все для фронта, все для победы над врагом!» пронизал работу всего оборонного общества. За годы войны организации ОСОАВИАХИМа собрали на строительство боевой техники и вооружение 272 миллиона рублей.

008-09В послевоенный период перед оборонным обществом встали новые задачи. Главными направлениями его деятельности стали военно-техническое обучение призывной молодежи, пропаганда военных знаний и навыков противохимической и противовоздушной обороны, организация спортивной работы, подготовка стрелков, радистов, автомобилистов.

Заслуги ОСОАВИАХИМ были достойно оценены: 22 января 1947 года Президиум Верховного Совета СССР наградил общество орденом Красного Знамени за успешную работу в деле укрепления обороны страны и в связи с 20-летием со дня организации.

В конце 40-х годов существенно изменились условия деятельности оборонного общества: усложнились задачи военно-патриотической работы, потребовались новые формы привлечения населения к массовой военно-технической подготовке.

В январе 1948 года принято постановление Совета Министров СССР о разделении ОСОАВИАХИМ на три самостоятельные оборонные организации: Всесоюзное добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Всесоюзное добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ), Всесоюзное 008-10добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ). Однако наличие нескольких оборонных организаций приводило к параллелизму в военно-патриотической работе.

В целях усовершенствования структуры общественных оборонных организаций, концентрации усилий в военно-патриотической работе 20 августа 1951 года Совет Министров СССР постановил объединить ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР).

Организационное оформление общества произошло 26 - 29 декабря 1953 года на 1-ой Всесоюзной конференции ДОСААФ, облеченной правами съезда, где был утвержден Устав организации и избраны руководящие органы. Вновь образованное общество имело в своем составе 240 тысяч первичных организаций и около 11,5 миллионов членов.

Правительство возложило на ДОСААФ пропаганду и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов 008-11общества. За годы своего существования в оборонном обществе сложилась стройная система обучения и воспитания будущих воинов. Главным звеном в ней стали многочисленные учебные организации ДОСААФ. Принятый 12 октября 1967 года закон «О всеобщей воинской обязанности», расширил задачи ДОСААФ, повысил его ответственность за военно-патриотическое воспитание, военное обучение и физическую закалку своих воспитанников, поставил задачу готовить шоферов, радистов, моряков, парашютистов. Большинство школ оборонного общества успешно справлялось с этими задачами, многим из них присваивалось звание образцовых.

Важным направлением в деятельности организации являлась подготовка кадров массовых технических профессий для народного хозяйства, имеющих военно-прикладное значение. За годы существования было подготовлено свыше 10 млн. специалистов.

Значительный вклад внесли организации ДОСААФ в военно-патриотическое воспитание граждан. Особое значение приобрели месячники оборонно-массовой работы, первый из которых был проведен в январе-феврале 1963 года и посвящен годовщине Вооруженных Сил.

008-12В кружках и клубах оборонного общества получили подготовку и закалку бесстрашные летчики-испытатели Сергей Анохин и Георгий Мосолов. С аэродромов ДОСААФ начали свой путь в просторы Вселенной первый космонавт Земли Юрий Гагарин и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, летчики-космонавты СССР Павел Попович и Валерий Быковский, Георгий Береговой и Владислав Волков, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов.

В рядах общества выросли выдающиеся спортсмены, принесшие нашей Родине большое количество наград самых престижных авиационных соревнований. Среди них абсолютные чемпионы мира по самолетному спорту Владимир Мартемьянов, Галина Корчуганова, Игорь Егоров, летчик-космонавт СССР Светлана Савицкая, Виктор Лецкои, Виктор Смолин. Сильнейшими в мире не раз становились парашютисты Владислав Крестьянинов, Лидия Еремина, Леонид Ячменев, Николай Ушмаев и многие другие.

В январе 1977 года за большой вклад в укрепление обороноспособности страны и в связи с 50-летием Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР удостоено высшей награды Родины – ордена Ленина.

008-07Достойной правопреемницей и продолжательницей славных традиций ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ стала Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ). 25 сентября 1991 года 1-й учредительный съезд республиканских, краевых и областных организаций ДОСААФ на территории России образовал в связи с реорганизацией ДОСААФ Российскую оборонную спортивно-техническую организацию – РОСТО.

15 октября 2003 года на 4-м съезде РОСТО с учетом общественного мнения и решения функциональных задач принято решение добавить к аббревиатуре РОСТО прежнюю исторически значимую – ДОСААФ

В соответствии с государственным оборонным заказом РОСТО (ДОСААФ) ежегодно готовила десятки тысяч военно-обученных специалистов и сотни тысяч кадров массовых технических профессий. Их обучение осуществлялось на базе свыше 100 авиационных спортивно-технических подразделений, Калужского авиационного летно-технического училища, более 450 учебных организаций (автомобильных, морских, радиотехнических и объединенных технических школ).

008-13Спортивные организации РОСТО (ДОСААФ) – это более 2 тысяч спортивно-технических, авиационно-спортивных и стрелковых клубов, детско-юношеских спортивных школ, в которых делали первые шаги к вершинам спортивного Олимпа и шлифовали своё спортивное мастерство сотни тысяч человек.

Мы гордимся талантом и самоотверженностью влюбленных в небо воспитанников оборонного общества: главного тренера сборной России по высшему пилотажу, многолетнего капитана сборной СССР Виктора Смолина, заслуженных мастеров спорта, неоднократных абсолютных чемпионов мира и Европы Сергея Рахманина, Михаила Мамистова, Светланы Капаниной и других членов сборной, благодаря которым наша страна сохраняет статус первой в мире спортивной авиационной державы.

Спортсменам оборонного общества на протяжении нескольких десятилетий принадлежат более трети мировых рекордов, а на чемпионатах мира и Европы, других крупнейших международных соревнованиях по самолетному, парашютному, мотоциклетному, подводному, радио и модельным видам спорта, морскому многоборью и другим они завоевывают до 65 процентов разыгрываемых наград.

Военно-патриотическое воспитание молодежи осуществлялось через учебно-воспитательный процесс в школах и клубах оборонного общества, при проведении патриотических акций и массовую пропаганду священного долга защитника Отечества.

Этой цели также служили десять домов оборонного общества, более 600 музеев и комнат боевой славы, свыше 1000 классов военно-патриотического воспитания и более 2000 уголков военно-патриотического воспитания. При учебных и спортивных организациях функционировали более тысячи детских и юношеских клубов "Юный моряк", "Юный автомобилист", "Юный десантник", "Юный летчик" и др., поисковые отряды и группы, военно-патриотические объединения и организации.

Традиционно оборонное общество выступало непосредственным организатором традиционных месячников оборонно-массовой работы, посвященных Дню защитника Отечества, вахт памяти, уроков мужества, военно-спортивных праздников в честь памятных дат в истории России и ее Вооруженных Сил.

emblemadosaafweb2009 вошел в историю оборонного общества страны как год знаменательных события и кардинальных изменений. В апреле состоялось заседание президиума Государственного совета, на котором обсуждены вопросы допризывной подготовки молодежи. Это заседание стало отправной точкой на пути дальнейшего развития оборонного общества. Через несколько дней состоялся внеочередной съезд РОСТО (ДОСААФ), решивший преобразовать общественную организацию РОСТО (ДОСААФ) в общественно-государственную организацию. Съезд избрал председателем ЦС РОСТО (ДОСААФ) Сергея Александровича Маева.

И с мая 2009 года развернулась напряженная работа по преобразованию оборонного общества. Её венцом стали Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" и внеочередной (преобразовательный) 9-й съезд РОСТО (ДОСААФ) – 1-й съезд ДОСААФ России, состоявшийся 17 декабря. Он утвердил новый организационно-правовой статус и определил стратегические перспективы дальнейшего развития ДОСААФ страны как общественно-государственной организации, на базе которой планируется создать качественно новую систему допризывной подготовки молодежи, включающей в себя военно-патриотическое воспитание, развитие массовых военно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, подготовку по военно-учетным специальностям.

Преобразование оборонного общества – это не просто смена вывески и возвращение названия, известного многим поколениям. Это требование времени, это новые ответственные и важные государственные задачи, решение которых будет способствовать дальнейшему продвижению ДОСААФ по пути укрепления общественно-государственных позиций, возрождению завещанной нам ветеранами славы оборонного общества как школы мастерства, школы патриотизма и мужества.

Военно-патриотическое воспитание

Военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого чувства патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов нашей Родины.



Концепция

Центров военно-патриотического воспитания  и подготовки граждан Российской Федерации к  военной службе в системе ДОСААФ России

Общие положения

Настоящая Концепция Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Концепция) подготовлена в развитие основных положений Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и Концепции военно-патриотического воспитания молодежи в ДОСААФ России.

Необходимость создания Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Центров) обусловлена следующими факторами:

потребностью  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в призыве на военную службу граждан, имеющих необходимые знания, навыки и умения по военно-учетным специальностям, обладающих высоким уровнем  адаптивности к морально-психологическим и физическим нагрузкам;

отсутствием в государстве эффективной системы подготовки граждан к военной службе, способной в короткие сроки перестраивать свою деятельность в соответствии с требованиями и потребностями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

неспособностью в настоящее время какой-либо организации самостоятельно или совместно с другими структурами решать задачи военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе;

отсутствием единого научно-методического центра по разработке учебных программ, методик подготовки граждан к военной службе, критериев оценки деятельности органов власти различных уровней и организаций, отвечающих за вопросы военно-патриотического воспитания молодежи и ее подготовку к военной службе;

социальной и духовной деградацией значительной части российской молодежи, ее повышенной восприимчивостью к так называемымпрозападного и иного толка.

Проведенный анализ процесса подготовки граждан к военной службе показывает, что основными его элементами являются изучение в рамках общеобразовательной программысредней школыоснов военной службы курса ОБЖ и организация военно-патриотического воспитания данной категории граждан.

На практике процесс изучения основ военной службы  осуществляется недостаточно эффективно и требует совершенствования.

Это обусловлено следующими факторами:

существующая в образовательных учреждениях специализированная учебно-материальная база не отвечает требованиям, предъявляемым к уровню подготовки допризывной молодежи в условиях одного года службы;

подготовка преподавательского состава школ в полной мере не обеспечивает требуемого качества преподавания предмета;

недостаточно эффективен механизм контроля за результатами подготовки молодежи заинтересованными министерствами и ведомствами.

В то же время получение начальных военных знаний в рамках общеобразовательной программы является весьма эффективным и наименее затратным способом подготовки молодежи к военной службе. Именно в этот период необходимо обеспечить достижение требуемого уровня теоретической и практической подготовленности молодежи допризывного возраста, а также оказать влияние на формирование положительной  мотивации к защите Отечества.

Рассматриваемый период подготовки предшествует призыву на военную службу и оказывает  непосредственное влияние на снижение морально-психологического и физического порога адаптивности молодежи к условиям военной службы.

Положительных результатов подготовки молодежи  к военной службе возможно достичь при условии, если данный этап будет осуществляться в рамках общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе. Решение рассматриваемой проблемы в рамках системного подхода позволит не только повысить эффективность подготовки молодежи, но и оптимизировать в целом ресурсные затраты на весь процесс подготовки, обеспечить оптимизацию и совершенствование учебно-материальной базы, повысить уровень преподавания.

Особое внимание необходимо уделить мероприятиям военно-патриотического воспитания, которые призваны обеспечить процесс подготовки граждан на всех его этапах через консолидацию молодежи различных возрастов и формирование положительной мотивации к защите Отечества и военной службе.  В реальной практике они носят эпизодический и несистемный характер.

Опыт последних лет показал, что в условиях отсутствия функциональной целостности системы меры, принимаемые к ее отдельным элементам, не способны повлиять на качество процесса подготовки граждан к военной службе.

В соответствии с современным состоянием и пониманием проблем воспитания молодежи и подготовки ее к военной службе, а также  с учетом концептуальных установок Центры в структуре ДОСААФ России должны стать основным функциональным элементом федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

При создании новой системы военно-патриотического воспитания (ВПВ) и подготовки граждан особенно молодежи допризывного возраста (МДВ) к военной службе на всех этапах и уровнях этого процесса в обязательном порядке должны учитываться особенности и реальные возможности каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Такой подход  отвечает современным требованиям и позволит обеспечить должную эффективность военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе не только в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, но и в масштабах всей страны.

Таким образом, целью подготовки данной Концепции является определение и обоснование основ создания и функционирования Центров как системообразующей структуры ДОСААФ России и их взаимодействия с субъектами военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества и военной службе.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих основных задач:

разработкой правовых и организационных основ создания Центров, а также порядка их взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам совместного планирования мероприятий военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к военной службе и ресурсного обеспечения этой деятельности;

определением порядка и последовательности создания Центров в субъектах Российской Федерации, а при необходимости и в муниципальных образованиях  в соответствии с типовой моделью, апробированной и рекомендованной к реализации руководством ДОСААФ России;

развертыванием практической деятельности вновь созданных Центров с максимальным использованием имеющейся учебно-материальной (технической, спортивной и иной) и организационно-методической базы, всей инфраструктуры подразделений ДОСААФ среднего и низового уровней.

Создание и обеспечение условий функционирования Центров в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях является главной задачей формирования и развития основ федеральной системы военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

1. Цели, задачи, содержание, принципы и основные направления   деятельности Центров

Целью созданияЦентров является формирование единого специализированного учебно-воспитательного комплекса, способного обеспечить развитие мотивации молодежи допризывного возраста к защите Отечества и военной службе, а также реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах подготовки граждан к военной службе.

Задачи Центров:

обеспечение необходимых условий для формирования у детей и молодежи готовности к защите Отечества и военной службе;

развитие гражданско-патриотических качеств у молодежи допризывного возраста;

повышение адаптивной устойчивости граждан, подлежащих призыву на военную службу, к морально-психологическим и физическим нагрузкам;

удовлетворение потребности детей в занятиях военно-прикладными и техническими видами спорта;

подготовка детей в возрасте  14 - 17 лет по основам военной службы;

подготовка молодежи допризывного возраста по военно-учетным специальностям.

Выполнение этих задач предполагает осуществление Центрами деятельности следующего содержания:

государственной политики по созданию условий для социального, культурного, духовно-нравственного и физического развития молодежи;

утверждения в обществе и сознании молодежи социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа военной службы;

создания системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять долг и обязанности гражданина, патриота, защитника Российской Федерации.

Центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе являются составными элементами  федеральной системы подготовки граждан к военной службе и осуществляют свое развитие и функциональную деятельность на основе следующих принципов.

Системность - подготовка к военной службе должна строиться на целостной совокупности мер, направленных на обеспечение всесторонней готовности граждан особенно молодежи допризывного возраста, к защите Отечества и военной службе.

Оптимальность- многовариантная проработка предложений по формированию структур региональных (местных) Центров воспитания и подготовки и выбор наиболее приемлемых вариантов для конкретных условий.

Концентрация на приоритетах - определение наиболее значимых и перспективных направлений деятельности и мобилизация всех ресурсов на их реализацию.

Приоритетность общих требований и установок - деятельность всех органов управления и структурных подразделений Центров воспитания и подготовки должна строиться на единых подходах для различных элементов системы.

Массовость - система подготовки граждан к военной службе должна охватывать молодежь, начиная со школьного возраста (физическое развитие и военно-патриотическое воспитание с дошкольного возраста).

Взаимосвязь и взаимодействие -согласованностьи координация деятельности в рамках федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, ДОСААФ России и ее региональных и местных отделений, а также других государственных и общественных организаций.

Дифференцированность - учет региональных особенностей и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных программ военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе.

Адаптивность при формировании региональных и местных Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе необходимо учитывать все факторы, воздействующие на данные элементы системы.

Оперативностьсвоевременное реагирование на современные тенденции в подготовке граждан к военной службе и оценка потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских организаций.

Основным содержанием  деятельностиЦентров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к  военной службе является осуществление обязательной подготовки граждан к военной службе, включающей:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы;

военно-патриотическое воспитание;

формирование физической и морально-психологической готовности к военной службе,

а также организацию и проведение в рамках добровольной подготовки граждан к военной службе занятий военно-прикладными видами спорта.

Таким образом, подготовка граждан к военной службе включает в себя следующие основные направления деятельности:

учебно-воспитательная деятельность в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе;

организация и проведение военно-патриотической работы,

а также вспомогательное направление, обеспечивающее организацию занятий военно-прикладными видами спорта и технического творчества молодежи.

2. Основные этапы деятельности Центров (содержание и динамика)

Вышеназванные направления деятельности и ихсодержание составляют основу  процесса военного и патриотического воспитания и должны быть не только сбалансированы, взаимосвязаны, но и субординированы между собой.

Принимая во внимание, что основной целевой группой рассматриваемого процесса является молодежь допризывного возраста от 7 до 17 лет, его содержание будет обусловливаться, прежде всего, различием социально-психологических, возрастных и иных особенностей тех или иных категорий детей и молодежи,  иметь многоплановый и насыщенный характер, разделенный в силу его продолжительности на несколько этапов.

Деление процесса на этапы не должно нарушать его целостности и непрерывности, поскольку все его содержание направлено на достижение конечного результата - подготовку гражданина к военной службе в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В зависимости от основного содержания, направленности и других параметров этого процесса целесообразно выделить следующие его основные этапы.

Первый этап - начальный, призван заложить основы формирования патриотизма, стремления стать достойным гражданином Отечества и его защитником. Продолжительность - 4 года (аналогично начальному периоду обучения в общеобразовательной школе (1-4 классы). Возрастные границы детей - 7-10 лет включительно.

Основное содержание и направленность этапа- формирование и развитие  у детей познавательных и мотивационных потребностей и интересов, вызывающих активное и позитивное отношение к необходимости защиты Отечества, стремление к личному участию в ней.

Это достигается всемерной активизацией психических познавательных процессов, развитием индивидуальных особенностей личности ребенка посредством, прежде всего, многообразия игровых форм, методов и методик учебно-воспитательной деятельности.

Этап  ориентирован на формирование и развитие основных патриотических ценностей, чувств, нравственных качеств, социально значимых ориентиров, в т.ч. осознание личной ответственности за судьбу Отечества.

В процессе деятельности даются первоначальные основы технической и военно-технической подготовки, осуществляются развитие физической культуры, приобщение к отдельным видам спорта, в т.ч. к военно-прикладным, вырабатываются начальные трудовые и иные социально значимые навыки, в т.ч. военной направленности.

Второй этап - подготовительный.В ходе него формируются основные элементы готовности к защите Отечества и военной службе, связанные не только с осознанием подростками их необходимости, но и с пониманием значения требуемого уровня личной подготовки к выполнению воинского долга, важности постоянного и активного участия в ней в системе ДОСААФ России. Продолжительность - 4 года (аналогично второй - средней - ступени обучения в общеобразовательной школе (5 - 9 классы).  Возрастные  границы  подростков - 11-14 лет включительно.

Основное содержание и направленность этапа. Приоритетным является военно-гуманитарный компонент формирования готовности. Патриотическое воспитание приобретает большую социально значимую направленность, становится практико-ориентированным. Военно-патриотическое воспитание  постепенно особенно к завершению этапа становится главным направлением патриотического воспитания.

Участие подростков в военно-патриотической деятельности (конкретных мероприятиях) становится более осознанным, реально значимым и характеризуется не только многоплановостью, но и напряженностью вследствие повышения степени регулярности и уровня подготовленности проводимой учебно-воспитательной работы. По сравнению с предыдущим на этом этапе значительно возрастает количество проводимых учебных занятий по базовым компонентам подготовки (военно-технического, специального и военно-спортивного). Большее внимание уделяется подготовке и организации мероприятий комплексного характера, сочетающих самые различные формы военно-патриотического воспитания и подготовки подростков к защите Отечества и военной службе и имеющих ощутимую продолжительность во времени (от нескольких дней до нескольких недель): оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, походы, экскурсии, участие в поисковой деятельности, фестивали, смотры-конкурсы и др.

Не меньшее значение имеет целенаправленное формирование нравственных, патриотических, социально значимых и иных позитивных ценностей, принципов, качеств, привычек. Это достигается посредством постоянного вовлечения подростков в систему самых различных мероприятий, предполагающих их активное участие в реальной и хорошо организованной деятельности под руководством опытных педагогов-воспитателей.

Процесс формирования будущих защитников Отечества неразрывно связан с целенаправленной воспитательной работой по преодолению у них негативных взглядов, убеждений, привычек, анти- и псевдоценностей.

Третий этап - основной, военно-ориентированный. По его завершении обеспечивается формирование основных социально значимых, нравственных и патриотических ценностей, взглядов, принципов, качеств юношей и минимальный уровень их готовности к военной службе.     Продолжительность - 2 года (аналогично завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе (10 - 11 классы). Возрастные границы юношей - 15-17 лет.

Основное содержание и направленность этапа.

Базовые компоненты подготовки приобретают доминирующее значение. Приобретенные школьные знания способствуют значительному повышению уровня учебных занятий по военно-технической (специальной) подготовке, что позволит использовать более сложные и эффективные программы и конкретные методики. Возросший уровень физического развития в юношеском возрасте позволяет значительно активизировать подготовку по отдельным особенно военно-прикладным видам спорта.

Первый и четвертый компоненты реализуются преимущественно в интегрированном виде (в рамках этих двух направлений). При этом повышенное внимание уделяется мотивации юношей, формированию у них устойчивых позитивных установок в отношении готовности к защите Отечества и военной службе, интереса к Вооруженным Силам, другим войскам, воинским формированиям и органам, к роли и значению военной деятельности как фактору обеспечения стабильности и безопасности в обществе, одному из непременных условий благополучия и нормальной жизни российских граждан.

Большое воздействие на качественное формирование будущих защитников Отечества оказывают занятия по основам военной службы, пятидневные учебно-полевые сборы, военно-спортивные игры, другие мероприятия, имеющие непосредственное отношение к воинской деятельности. Благодаря этому юноши приобретают знания, навыки, умения и качества, необходимые для начального периода военной службы.

Таким образом, с учетом специфики каждого этапа обеспечение эффективности формирования у детей и молодежи всесторонней готовности к защите Отечества и военной службе как долговременному процессу  предполагает:

- сохранение единства и тесной взаимосвязи между всеми основными компонентами этой деятельности на каждом ее этапе (целей, задач, принципов, содержания);

- согласованное и взаимосвязанное использование оптимальных программ, проектов, форм, методов, спецметодик, средств, технологий;

- систематизацию и последовательность данной деятельности в различных ее звеньях (в ДОСААФ и во взаимодействующих с ним структурах, организациях и общественных объединениях);

- установление координационно-субординационных связей и оптимального взаимодействия на различных этапах и уровнях процесса формирования готовности;

- взаимосвязь данной деятельности с другими направлениями в воспитании в целях формирования у детей и молодежи готовности к защите Отечества и военной службе.

3. Место и структура Центров в общей системерегиональных               (местных) отделений ДОСААФ России и их основные элементы

 

Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе является образовательным учреждением дополнительного образования детей, входит в состав регионального (местного) отделения ДОСААФ России и  обеспечивает организацию и проведение многоплановых мероприятий военной подготовки и патриотического воспитания с различными категориями детей и молодежи.

Центры, сформированные в структуре региональных (местных) отделений ДОСААФ России,  составляют их функциональную основу. Деятельность других организаций спортивной и технической направленности, входящих в состав региональных и местных отделений ДОСААФ России, в приоритетном порядке направлена на обеспечение задач, решаемых Центрами.

Центры руководствуются едиными требованиями, определяемыми ДОСААФ России,  и обеспечивают  организационно-методическое руководство всеми структурными подразделениями, привлекаемыми к военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к защите Отечества и военной службе.

Соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественные организации и объединения  осуществляют свое участие в работе Центров через региональные (муниципальные) попечительские советы, а также в процессе подготовки и реализации совместных целевых программ, проектов и планов.

Центры в своей деятельности учитывают региональные особенности, исторические, культурные, этноконфессиональные традиции, осуществляют консолидацию деятельности военно-патриотических объединений (клубов) и оказывают им необходимую поддержку.

Организационно-правовая форма создаваемых Центров - негосударственное  (частное) учреждение дополнительного образования детей (НУДОД).

Деятельность учреждения регулируется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №233, и Уставом учреждения.

Структуратиповых Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе включает:

администрацию;

школу подготовки граждан к военной службе;

школу военно-патриотического воспитания.

Непосредственное руководство практической деятельностью  Центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к  военной службе осуществляет администрация.

Администрация Центра:

совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  определяет перечень и содержание мероприятий, необходимых для реализации задач, возложенных на Центр и другие организации, привлекаемые из состава регионального отделения ДОСААФ России;

уточняет объемы материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации спланированных мероприятий;

организует совместное планирование деятельности Центра и разработку целевых программ;

осуществляет практическую реализацию плановых мероприятий;

осуществляет методическое руководство и контроль эффективности деятельности других организаций, решающих задачи в интересах Центра;

поддерживает взаимодействие со структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части, касающейся вопросов патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе;

осуществляет методическое руководство  деятельностью кружков, секций, клубов, осуществляющих занятия по военно-технической подготовке, а также военно-прикладным и военно-техническим видам спорта.

Школа подготовки граждан к военной службе предназначена для организации и проведения занятий с учениками 10-11 классов по программе курса ОБЖ, обеспечения их участия в занятиях военно-прикладными видами спорта и подготовке граждан призывного возраста по  военно-учетным и другим специальностям.

Школа подготовки граждан к военной службе:

осуществляет планирование  и проведение учебных занятий с гражданами в соответствии с требованиями программыкурса ОБЖ;

отвечает за организацию и проведение 5-дневных учебных сборов с учащимися 10 классов и другими категориями граждан;

обеспечивает занятия граждан в секциях военно-прикладных и технических видов спорта, кружках технического творчества;

принимает участие в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию граждан в процессе их подготовки к военной службе.

Основу школы подготовки граждан к военной службе составляют:

классы основ военной службы - предназначены для подготовки учащихся 10-11 классов по программе курса ОБЖ и проведения 5-дневных учебных сборов;

сектор прикладных и технических  видов спорта -  предназначен для определения потребности и обеспечения участия граждан в секциях военно-прикладных и технических видов спорта;

сектор технического творчества- предназначен для определения потребности и обеспечения участия граждан в кружках технического творчества.

Школа военно-патриотического воспитания- предназначена для  организации военно-патриотического воспитания граждан, принимающих участие  в процессах обязательной и добровольной подготовки  граждан к военной службе и их подготовке по военно-учетным специальностям.

Школа военно-патриотического воспитания:

осуществляет морально-психологическое обеспечение работы с гражданами детских, юношеских и других возрастов;

организует патриотическое и военно-патриотическое воспитание граждан детских и юношеских возрастов в процессе их подготовки к военной службе;

организует планирование и проведение массовых мероприятий патриотической направленности в интересах воспитания граждан детских и юношеских возрастов;

взаимодействует с органами МВД, отвечающими за работу с трудными подростками, и соответствующими специализированными учреждениями;

взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, с общеобразовательными учреждениями, общественными организациями и клубами патриотической направленности;

осуществляет консолидацию общественных организаций патриотической направленности в  части, касающейся вопроса патриотического воспитания граждан в процессе их подготовки к военной службе.

Основу школы военно-патриотического воспитания составляют:

сектор патриотического воспитания - предназначен для организации патриотического и военно-патриотического воспитания граждан детских и юношеских возрастов в процессе их подготовки к военной службе;

сектор патриотической работы- предназначен для осуществления консолидации общественных организаций патриотической направленности в  части, касающейся вопросов патриотического воспитания граждан в процессе их подготовки к военной службе.

4. Основные направления развития и этапы создания Центров военно-патриотического воспитания  и подготовки граждан Российской Федерации к  военной службе

Принимая во внимание особое значение территориального принципа создаваемой федеральной  системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и системы военно-патриотического воспитания, основные усилия целесообразнососредоточитьна создании Центров на базе региональных (местных)  отделений ДОСААФ России при активном участии в этом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основными  направлениями развития Центров считать:

создание  в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях функциональных и организационных структур, способных обеспечить эффективное решение задач, возложенных на Центры воспитания и подготовки;

развитие в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях инфраструктуры и учебно-материальной базы до уровня, обеспечивающего  решение задач по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе в соответствии с предъявляемыми требованиями;

подбор, воспитание и подготовку кадрового состава, способного обеспечить решение поставленных задач на уровне заданных требований;

совершенствование региональных и местных механизмов межведомственного, внутрисистемного и социального взаимодействия в ходе решения задач по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе.

Первый этап (подготовительный) - разработка функциональных и организационных основ типовой модели Центра, инициирование нескольких  пилотных проектов (2010 г.).

Основное содержание этапа.

На федеральном уровне в рамках реализации пилотных проектов:

установление тесного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в компетенцию которых входит подготовка граждан к военной службе;

построение на федеральном уровне стройной системы военно-патриотического воспитания граждан и подготовки их к военной службе;

уточнение параметров типовой модели Центра патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, проработка механизмов их формирования, финансирования и развертывания практической деятельности;

инициирование и подготовка новых  образовательных программ, предусматривающих объединение теоретического и практического курса ОБЖ на базе образовательных учреждений ДОСААФ России.

На региональном уровне в процессе совместной работы:

разработка типовой модели регионального Центра патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе с учетом социальных и культурных особенностей региона;

уточнение форм и методов работы попечительских советов;

определение алгоритма взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, региональных и местных отделений ДОСААФ России и других организаций по вопросам совместного планирования мероприятий, их финансового обеспечения и контроля результативности исполнения;

расчет материальных и финансовых потребностей на совершенствование региональной инфраструктуры и учебно-материальной базы для обеспечения изучения дисциплиныкурса ОБЖ;

инициирование и подготовка в рамках общего замысла создания федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, целевых программ регионального и местного  уровней, разработка на их основе перспективных и текущих планов;

налаживание взаимодействия с региональными общественными организациями патриотической направленности.

Второй этап (исполнительный) - комплексная реализация плановых мероприятий и создание на базе региональных отделений ДОСААФ России Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе (2011 - 2014 гг.).

Основное содержание этапа.

На федеральном уровне.

Контроль  формирования и организация деятельности региональных Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе.

На региональном уровне.

Формирование на базе региональных и местных отделений ДОСААФ России  Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе.

В рамках решения главной задачи - обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе- осуществляется:

модернизация объектов инфраструктуры с учетом требований, предъявляемых к призывникам и их запланированному количеству;

оснащение учебно-материальной базы ДОСААФ России современными образцами вооружения и военной техники, тренажерными комплексами;

подбор и подготовка высококвалифицированных специалистов по обучению граждан военно-учетным специальностям;

построение системы повышения профессионального уровня преподавательского состава Центров с учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки призывной молодежи;

внедрение в учебный процесс современных обучающих технологий.

Для организации военно-патриотического воспитания молодежи допризывного возраста осуществляется:

создание профессиональных основ для целенаправленной работы с подростковой молодежью по вовлечению ее в процессы патриотического и  военно-патриотического воспитания;

формирование организационных основ и подготовка профессионального кадрового состава для проведения патриотического воспитания граждан различных групп допризывного возраста;

взаимодействие по вопросам военно-патриотического воспитания между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отделениями ДОСААФ России, учебными заведениями всех уровней, организациями ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов, музеями боевой славы, предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также установление шефских связей с воинскими частями (кораблями);

организация информационного и рекламного обеспечения процессов военно-патриотического воспитания граждан;

активное освоение и внедрение в практику новых форм военно-патриотического воспитания.

Третий этап (этап дальнейшего развития)  - наращивание функционального  потенциала системы на основе интенсивного использования новых технологий   (2015 - 2020 гг.).

5. Управление Центрами военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе

Аппарат Центрального совета ДОСААФ России осуществляет функциональное и методическое руководство деятельностью Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Непосредственное руководство Центрами осуществляют председатели региональных (местных) отделений ДОСААФ России.

Управление Центрами военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233.

В своей деятельности Центры воспитания и подготовки взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальных учреждений федеральных органов исполнительной власти, отделами военных комиссариатов, воинскими частями и общественными организациями патриотической направленности.

Принимая во внимание, что Центры военно-патриотического воспитания  являются элементом федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, вопросы их деятельности рассматриваются и контролируютсяПопечительскими советами образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Членами  Попечительского совета образовательного учреждения дополнительного образования детей могут  являться представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской  Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации,  МЧС России и ФСБ России, председатель регионального отделения ДОСААФ России и директор Центра.

По решению членов Попечительского совета в его работе могут принимать участие общественные и политические деятели региона.

К полномочиям Попечительского совета относятся:

оказание поддержки Центрам военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к  военной службе в реализации возложенных на них задач;

координация деятельности региональных отделений ДОСААФ России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся реализации совместных программ, планов и мероприятий;

содействие в обеспечении финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию федеральных и региональных целевых программ, направленных на военно-патриотическое воспитание граждан и их подготовку к военной службе;

проведение мониторинга эффективности выполнения плановых мероприятий по основным направлениям деятельности Центров совместно с региональными отделениями  ДОСААФ России;

осуществление надзора за расходованием финансовых и иных ресурсов, получаемых Центром из регионального бюджета,  для выполнения государственных заданий;

выполнение иных функций.

Руководство деятельностью Попечительского совета осуществляет руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или его заместители.

Регламент деятельности Попечительского совета определяется соответствующим положением, утверждаемым  председателем регионального отделения ДОСААФ России.

Вопросы реализации программ и планов, одобренных Попечительским советом, а также оперативное управление текущей деятельностью осуществляет администрация Центров.

Администрацию Центров возглавляет директор, назначаемый председателем регионального отделения ДОСААФ России, по согласованию с руководителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и полномочным представителем Председателя ДОСААФ России в федеральном округе.

Директор Центра является заместителем председателя регионального (местного) отделения ДОСААФ России.

Директор Центра имеет заместителей.

Заместители, отвечающие за организацию учебного и воспитательного процессов,  назначаются  председателем регионального отделения ДОСААФ России по согласованию с администрацией субъекта Российской Федерации.

Реализация целей и задач Центров осуществляется на основе совместно разрабатываемых с администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований целевых социальных программ в сферах:

развития детского и молодежного общественного движения, поддержки детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, осуществляющих работу с детьми  и молодежью;

профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде;

гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, сохранения и популяризации отечественного исторического и культурного наследия;

образования и просветительства;

физической культуры, популяризации здорового образа жизни.

Основные принципы и формы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с негосударственными некоммерческими организациями определяются соответствующими нормативно-правовыми актами  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Ожидаемый результат

Создание в рамках федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к  военной службе Центров и организация их эффективной работы позволит:

создать единый специализированный учебно-воспитательный комплекс, способный обеспечить подготовку граждан к военной службе в соответствии с предъявляемыми требованиями;

обеспечить непрерывность, последовательность и эффективность  процесса подготовки граждан к защите Отечества и военной службе;

консолидировать усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,  отвечающих за подготовку граждан к защите Отечества и военной службе, на решении вопросов  всестороннего обеспечения функционирования этого процесса;

сосредоточить необходимые ресурсы из различных источников  на решение государственной задачи по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их военно-патриотическое воспитание.

Итогом должно стать:

повышение качества подготовки и уровня готовности граждан к военной службе, боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации и военной безопасности Российской Федерации в целом;

призыв на военную службу граждан, имеющих необходимые навыки по военно-учетным специальностям, обладающих высоким уровнем адаптивности к стрессовым, морально-психологическим и физическим нагрузкам, особенно в первые месяцы военной службы;

в короткие сроки добиваться требуемых показателей в одиночной подготовке военнослужащих и в боевом слаживании воинских подразделений и частей;

сведение к минимуму травматизма и гибели военнослужащих в процессе военной службы;

повышение статуса, престижа и привлекательности военной службы, изменение к лучшему общественного мнения о Вооруженных Силах Российской Федерации;

развитие у молодежи стремления быть достойными гражданами России и соответствие его статусу при выполнении конституционных обязанностей по защите Отечества;

консолидация и объединение на основе обеспечения защиты Отечества, его надежной безопасности различных категорий молодежи вне зависимости от особенностей, различий в месте проживания, условий жизнедеятельности;

содействие объединению молодежи не только по интересам, но и для командной работы в системе личностного роста.

Подготовка водителей

Славянская-на-Кубани автошкола осуществляет набор на обучение на категории: «А», «В», «С», «Д», «Е»

Срок обучения на категорию «В» 3,5 мес, занятия теория 2 раза в неделю с 17.00 до 19.00. Вождение согласно графика с понедельника по субботу с 8.00 до 17.00

Преподаватели автошколы:
- Исаков Игорь Михайлович
- Желудков Михаил Анатольевич

-Хохряков Андрей Александрович

-Свечников Владимир Александрович

Мастера производственного обучения вождению:

-Возжаев Дмитрий Валерьевич

-Головко Дмитрий Павлович

-Лазаренко Павел Павлович

-Махин Юрий Васильевич

-Могильный Алексей Владимирович

-Расулов Валерий Валерьевич

-Сенчилин Василий Игоревич

-Татауров Роман Юрьевич

Преподаватели категории « С», «Д», «Е»:
- Литвинов Антон Викторович

Мастера ПОВ категория «С»:
- Ержаков В.В.
- Бондаренко А.С.
- Голубев В.В.
- Литвинов А.В.

- Шаламов Н.В.

- Шишов С.А.

- Семенов А.О.

Мастер ПОВ категория «Д»:
- Волков О.П.

Мастер ПОВ категория «Е»:
- Нещерет Г.Г.

Для обучения на категории Вам необходимо пройти медкомиссию